Трек вокруг Аннапурны за 12 дней. 10-й день. Хай Кемп (4850) - Торонг Ла (5416) - Муктинатх (3800)

Самый тяжелый, но и самый радостный день на треке. Подъём в 4 утра, завтрак - в 4:30, выход - в 5 утра.
Ночь я толком не спала от холода, хотя спали мы одетые, даже в курточках, в спальнике, рассчитанном на температуру до -20 и под одеялом. Начала болеть голова, наверное от недосыпа и высоты. На всякий случай, я выпила таблетку "Диамокса", но он совсем не помог.
Когда мы вышли было еще темно, понадобился фонарик. Тропинка была очень узенькая, скользкая и прямо над обрывом. Мы присоединились к веренице таких же теккеров как мы, которые шли один за другим очень осторожно. Самое неприятное, что тропинка не была прямой, а слегка наклоненной в сторону обрыва, немного страшновато. Но мы идём, и еще длинная цепочка таких как мы. Я иногда то поскальзываюсь, то проваливаюсь в сугроб, где по колено снега. Напряжение сильное из-за снега, болит голова и стучит сердце, так что, кажется, сейчас выпрыгнет.

Дорогие читатели! Все, кто собираются в трек, не повторяйте наших ошибок! Обязательно обувайте специальные непромокаемые треккинговые ботинки!!! Палки тоже желательны. А еще лучше предварительно узнавайте, как обстоят дела со снегом. Когда снега много идти становиться в 10 раз тяжелее и не только подниматься, но и спускаться. Мы это проверили :)

Мы с горем пополам добрались до чайного домика, выпили самого дорого чая в Непале (280 рупий - с медом, лимоном и имбирем) и немного отогрелись. Я не представляла, как идти дальше. Тут нарисовались 2 яка, а с ними - 2 владельца этих же яков, которые начали предлагать подвезти нас на Торонг Ла за $150!!! Наверное, мое легкое жмотство и придало мне сил для дальнейшего пешего перехода :))) А какую-то девушку яки все-таки повезли.

Дальше мы долго-долго шли, я поскальзывалась, вспоминала тех яков и временами была готова заплатить сколько угодно, чтобы этот снег закончился. Голова болела уже очень сильно, состояние ухудшалось из-за высоты, а перевала все не было, и не было.
И вот в тот момент, когда я совсем отчаялась, показались флажки Торонг Ла.
Неужели!!!
Мы дошли!!!!!

Перевал Торонг Ла
Гомпа на вершине
Заветная табличка
Торонг Ла на карте:

На перевале мы быстренько осмотрелись, сфотографировались с табличкой и поспешили вниз, но ад со снегом на этом не заканчивался (( Спуск был такой же тяжелый как и подъем, голова не проходила, идти в низ - очень-очень скользко. Было ощущение, что мы идём по белой пустыне, вокруг только снег и горы. Делаем частные привалы.

Ледник
Наконец, пейзаж начал немного меняться... Снега все меньше, камней все больше. Вдали показалась круглая полянка, а там - у какой-то группы привал. Людей много, палатки, лошади пасутся, последние снежные тропинки заканчиваются.
Мы тоже остановились на этой полянке передохнуть к нам подошел мужчина с Курска. Рассказал, что сам кришнаид, что 20 лет в Индии прожил, давал советы куда лучше сходить, какую воду пить, про храм Муктинатх (про храм в следующей статье). В общем, интересный человек.

А потом мы все так же долго шли вниз. И вот, наконец, подвесной мостик, холм, а за холмом Муктинатх.
Карта Муктинатх

Вид на Муктинатх
Ворота в поселок
Наконец-то, уставшие забрели в отель. Номер с розетками с горячим газовым душем, хорошим напором, большой кроватью и WIFI в столовой… Накупались, наелись и счастливые пошли спать.
А забронировать жилье заранее можно здесь.
Итог: прошли сегодня 4 км до Торонг Ла, поднявшись на высоту 5416 м, а затем еще 10 км спуска до Муктинатха (3800 м).