Трек вокруг Аннапурны за 12 дней. 11-й день. Муктинатх - Джомсом

Сегодня идем в один из 8-и самых главных храмов: как для буддистов, так и для индуистов. Называется он Шри-Муктинатх. Это одно из самых важных мест силы в Непале.
Ткацкий станок
Шалиграмы - отпечатки останков доисторических живых организмов
По дороге в храм
Детёныш яка
Солнечная печка

Пейзажи
Подъем к храму:

Карта территории храма
Молитвенный барабан

Здесь находится 108 священных источников, в которых вода течет из голов драконов. Говорят, что тот, кто примет омовение во всех этих источниках очистит свою карму. Есть еще одна версия: тот, кто хотя бы коснется священной воды, будет счастлив весь следующий год.

Священные источники

Головы драконов, из которых течет вода
Источники располагаются вокруг индуистского храма, посвященного Вишну, а внутри этого храма находится образ Вишну, сравнимый по размеру с ростом человека и сделанный он, якобы, из чистого золота. Мы не проверяли, но на вид - похоже. Сам храм очень маленький, возле входа можно принять благословление от монаха (красная точка на переносицу).

Голубятня под крышей храма

Шалиграм в храме
Вишну из золота
Один из 2х прудов возле храма. Купание в них очищает карму
Возможно, это место было признано священным потому, что в русле реки Кали-Гандаки, протекающей здесь, встречаются Шалиграма-Шилы (шалиграм) - черные камни округлой формы, содержащие в себе окаменелые аммониты, древнюю форму жизни на Земле, существовавшую много миллионов лет назад. Индуисты считают их камнями Вишну и верят, что храмы Вишну можно строить только в местах, где есть тшалиграмы.

А тибетцы, кроме, священных источников, почитают гомпу, где соединяются все пять элементов, из которых сложен материальный мир. Согласно буддийской и индуистской традиции - это огонь, вода, небо, земля и воздух, которые являются первоэлементами всего сущего и только здесь можно встретить все пять элементов в их собственной и проявленной форме.
Дхола Мебар Гомпа – «храм священного огня», в котором можно увидеть языки пламени божественного огня, пробивающегося из-под земли и услышать журчание подземного источника. Огонь здесь появляется из скалы, из которой сочится газ. Вот такое чудо природы. Разглядеть огонек тяжело, ведь он находится за решеткой и достаточно глубоко. И журчание источника действительно слышно.
Храм на реставрации
Футбольный мяч под крышей

В середине тибетской гомпы
Внизу, за решеткой можно увидеть священный огонёк
Сразу после храма мы решили найти джип, или автобус, который довезет нас до Джомсома. С Муктинатха есть полноценная трасса, и идти пешком уже не хотелось. Пришли на автостанцию в конце поселка. Там стоит автобус и несколько джипов. Подошли к кассе – никого там нет. Начали спрашивать, где кассир, все говорят - ждите, может час, может два. Ладно, думаем, узнаем хотя бы есть ли подходящий для нас транспорт, который идет до Джомсома. Подошли к джипу, спрашиваем, а нам говорят, что ничего не скажут, отправляют в кассу. Подошли к автобусу, там люди (наверное, водители, кондукторы, а может, и кассир) в карты играют. И на наши вопросы говорят: «Мы заняты». На вопросы про направление и время отправления тоже отправляют в кассу, говорим, что кассира нет, а они нам: «Ждите». В общем, проходили так с полчаса и решили идти пешком. И это - в час дня! :))
А идти-то сегодня совсем не хочется, хоть дорога или идет вниз, или ровная. После вчерашнего выматывающего марш броска плечи ноют, ноги не идут. Надеялись, что по дороге хоть какой-то джип остановиться, но не тут-то было.

Этот участок можно пройти двумя способами: через Кагбени или напрямую в Джомсом, значительно срезав путь. Часа через полтора после выхода из Муктината есть маленький недостроенный домик слева от дороги. За ним будет развилка. Правая дорога ведет в Кагбени, левая — это срез до Экле Бати. Мы решили срезать.

По дороге пытались найти шалиграмы в русле реки Кали-Гандаки, но нам не повезло. Река сейчас представляет собой каменную долину, в которой течет узенькая речка. Интересно посмотреть на нее в сезон дождей. Вода должна заполнять русло полностью.

Река Кали-Гандаки

До Джомсома мы добрались только в начале седьмого, когда уже стемнело. Первое, что мы увидели - было красивейший здание. Нам стало интересно, что это и мы спросили у прохожего. Он сказал, что это новый тибетский храм (гомпа) и его можно сейчас осмотреть. Мы вошли на территорию, а вокруг темнота, никого нет. Смотрим, бежит мимо нас тот самый прохожий и говорит нам подождать. Привел двух монахов, которые нам включили освещение и провели внутрь гомпы. Красоту словами не передать – смотрите сами.
Центральный вход в тибетскую гомпу
Внутри храма

Дальше нам предстояла нелегкая задачка отыскать отель. В городе темно, ничего не видно, гесты попадаются редко… В общем нам повезло с 5-го раза. Нашли нормальную комнату за 350 рупий, с розетками и wifi. Отель находится не далеко от автостанции и аэропорта.

За ужином решили попробовать, расхваленный во многих блогах, яблочный бренди. Гадость редкостная…  На вкус, как бражка с яблочным послевкусием, которое заесть невозможно.

Кстати, чтобы не переживать по-поводу ночевки, как мы, забронировать жилье в Джомсоме заранее можно здесь.

Вот такой у нас выдался насыщенный день. Наш маршрут: